IP телефония

Из-за ряда привлекательных возможностей, IP телефония набирает все большую популярность. Посудите сами:  низкая стоимость внедрения и эксплуатации, безграничная масштабируемость, не требует наличие отдельного специалиста в штате компании, дешевые междугородние и международные звонки, голосовое меню, короткие номера или номера 8800. Согласитесь заманчиво? Но так ли все красиво и пушисто, как зачастую нам предлагают?

Не добросовестные интеграторы

К сожалению, многие копании прочитав о всех прелестях IP телефонии, решают внедрить ее у себя на предприятии, но при этом по возможности бесплатно, ну или потратив минимальные суммы. Для решения таких задач, как правило, берут простенький системный блок, скачивают с интернета популярный дистрибутив Elastix или FreePBX (ну или другой вариант), устанавливают на компьютеры пользователей бесплатное ПО, покупают самые дешевые гарнитуры и вот оно счастье, безграничная дешевая телефонная связь!

Но проходит буквально немного времени и начинаются первые проблемы, которые постепенно, но качественно зарождают мысли в голове начальства, что все это современное – одна сплошная ерунда, и что потраченные 2000р. На гарнитуры пользователей это практически крах для их бизнеса. А что же заставляет так думать и что за проблемы возникают? Давайте постараемся озвучить их и посмотреть пути решения. 

Проблема №1: Не понятные интеграции.

Первые проблемы возникают еще на стадии внедрения. Мы сталкивались с такими не обоснованными решениями  различных интеграторов как «Убрать все и сделать все заново». Т.е. имеется предприятие, на котором используется старая добрая АТС, которая чудесным образом поддерживает тональный набор. На всех работников хватает линий и даже есть запас в несколько внутренних номеров. Руководитель компании, просмотрев ежемесячные счета за телефонные переговоры, решил сэкономить на них при этом организовать некоторые прелести IP телефонии. В техническом задании были озвучены следующие требования: 

  • необходима запись всех телефонных разговоров;
  • необходимо простенькое приветствие и минимальное голосовое меню;
  • необходимо снизить затраты на междугородних звонках;

Согласитесь, весьма простые требования. Стоит упомянуть, что на предприятии работает всего 200 человек, а с телефонами должна быть всего лишь половина сотрудников. АТС рассчитана на 128 внутренних номеров, требований к расширению не предъявляется.

В результате они получили несколько коммерческих предложений, в котором им предлагалось полностью убрать старенькую АТС и установить новую IP станцию, купив всего лишь 100 новых телефонных аппаратов, но перед этим смонтировать еще новую структурированную кабельную сеть, предназначенную только для телефонии. Общая сумма предложения была такой, что руководитель позабыл обо всех пожеланиях и, пересчитав, понял, что еще минимум 200 лет он может пользоваться связью Ростелекома с его необоснованными тарифами. 

Проведя анализ всех коммерческих предложений, у нас сложилось мнение, что все интеграторы просто хотят заработать на продаже всего, что они посчитали нужным, а обоснованность – такого слова они и не знают. В данном случае можно снизить затраты в несколько раз. 

Решение проблемы №1.

Проведя детальный анализ, было выявлено, что на предприятии используется всего 10 внешних линий. Если бы руководителю не нужно было голосовое меню и запись разговоров, то достаточно было бы установить один единственный голосовой шлюз на 16 каналов или как мы зачастую рекомендуем установку 2 шлюза по 8 или 3 шлюза по 4 канала и на этом все затраты на материалы окончены. Данные шлюзы устанавливаются между существующей АТС и входящими линиями и направляют Ваши звонки по указанному Вами правилу через Интернет или по меди, если это внутригородской звонок. Но в данном случае нам нужны записи и голосовое меню. Для решения поставленной задачи нам понадобится простенький системный блок, который будет выполнять функцию АТС и регистратора, Голосовой шлюз (допустим OpenVox) с 24 портами, где 10 будут настроены как FXO, 10 как FXS. Это все материальные затраты которые должен понести клиент для решения поставленной задачи. Далее установив БЕСПЛАТНОЕ программное обеспечение и выполнив необходимые настройки, клиент получит не только то, что хотел, но и весь функционал IP телефонии. Данное решение полностью уложится до 100 000р., в то время как самое дешевое коммерческое предложение от иных компаний составляло 8 000 000р. Согласитесь есть разница? И не нужно новых линий связи, менять аппараты, переучивать людей и т.д. Да, есть и еще дешевле решения с использованием «Железных» устройств без всяких компьютеров и т.д., но там вы будете ограничены в возможностях. При использовании данного решения, вы можете расширять внутренних абонентов практически до бесконечности.

Проблема № 2: А где же связь?

Интеграторы, пообещав клиенту все самое лучшее, изначально отказались от проводных аналоговых линий связи, посчитав, что только абонентская плата несет не малые затраты. Подключили один многоканальный IP номер без абонентской платы или с низкой стоимостью. На первый взгляд идеальное решение, но после внедрения IP телефонии все работает отлично, но только до того момента, пока кто-то не начнет что-то скачивать через Интернет или Интернет вовсе не пропадет. При этом абоненты не только не могут совершать внешние исходящие звонки, но отказывает и внутренняя связь.  К сожалению, с этой проблемой сталкивается больше половины предприятий. Не редко мы встречали решение по отказоустойчивости IP телефонии, которое выглядело виде установки второго телефонного аппарата с прямым номером. Почему все это происходит и как этого избежать?

Решение проблемы №2.

Дело все в том, что если использовать только IP телефонию, то действительно в случае отказа Интернет по той или иной причине, звонки более не будут ни приниматься на IP номера. Вы так же и не сможете совершать звонки на внешние линии. При больших нагрузках, связь может «заикаться» внезапно обрываться или появляются непонятные посторонние звуки.

Чтобы избежать ухудшения качества связи, для IP телефонии рекомендуется использование отдельного канала Интернет и по возможности с его резервации. Это значительно уменьшает проблемы, которые могут возникнуть при пропаже Интернет, так как автоматически Интернет будет работать по резервной линии связи.

Если на не предприятии нет возможности использования нескольких каналов Интернет, то стоит установить роутер или интернет сервер, который поддерживает разграничение по скорости (шейпер). В настройках такого роутера выделяется минимальная скорость, необходимая для организации нормальной работы телефонной связи. Оставшаяся скорость отдается пользователям.

Помимо этого, через голосовые шлюзы обязательно подключается хотя бы один, а лучше несколько городских аналоговых линий связи, которые являются резервными на случай «падения» Интернет.  В настройках IP АТС обязательно указывается условия, что в случае если Интернет канал пропал, то вся связь автоматически направляется через наземные аналоговые линии связи. Так же не стоит слишком часто инициировать попытку восстановления IP канала, так как станции требуется время на получение ответа и если в течении этого времени ответ не получен, то АТС расценивает как его отсутствие. Дело в том, что, как правило, это время может достигать минуты и если установить время на повторное подключение равным минуте, то ваша АТС все время будет находиться в режиме ожидания. Что повлечет за собой и потерю внутренней связи, так как у АТС не останется времени на обслуживание внутренних абонентов.

Лучше использовать скрипт, который перед попыткой повторного подключения  проверяет по средствам обычного PING-а проверяет доступность этого канала. И если он стал доступен, лишь тогда восстанавливается связь. В этом случае абоненты не заметят провалов Интернет или его отсутствие, а вы всегда останетесь на связи.

Проблема №3. Экономика должна быть экономной.

У клиента появилась IP АТС, связь стабильна. Все устраивает, только экономия вообще не заметна, а может даже затраты еще больше возросли. Провайдер IP телефонии вроде как подключен, резервация линий есть, а все равно что-то не то.

Решение проблемы №3.

Дело в том, что еще до внедрения IP телефонии и подбора оборудования, необходимо выполнить тщательный анализ всех совершаемых телефонных звонков. Если их большая часть совершается в пределах города, то использовать даже  самого дешевого провайдера выйдет дороже, чем подключение городской аналоговой линии. Например, мы подключаем через провайдера Волгоградский номер телефона и звоним через него же по Волгограду. Стоимость звонка всего 50 копеек за минуту, но мы в среднем наговариваем по городу около 800 минут. Это на 400р. В месяц. Но стоимость абонентской платы в Волгограде за аналоговые линии связи составляет всего 352 рубля в месяц без ограничения по длительности.

Если же звонки в основном совершаются только по межгороду, но в различные регионы, то такие звонки необходимо систематизировать и делить на группы. После этого  подбирается не один, а несколько провайдеров IP телефонии, а в настройках АТС настраивается, что если при звонке в один город, используется первый провайдер, а при звонке в другой – второй и т.д. Дело в том, что у каждого провайдера различные цены для различных регионов. Допустим, sipnet позволяет совершать звонки по Москве бесплатно. Если мы располагаемся в Волгограде и часто звоним в Москву, то для этих звонков лучше всего использовать именно Sipnet. Кроме того у них самая низкая стоимость звонков по всей Московской и Ленинградской областей.

Проблема №4. До экономились на десятки тысяч, хотя мы и не звонили то никуда...

Одним из важных достоинств IP телефонии является полная отвязка от местности по отношению к самой АТС. Скажем, вы можете уехать в другой город или страну, но оставаться на связи со своим офисом и звонить по внутренним коротким номерам абсолютно бесплатно. Но это за частую становится и катастрофой для компаний, которые решают непременно воспользоваться столько удобной функцией. Только за прошедший год к нам обращались несколько компанией с просьбой о помощи. Им установили IP АТС, они пользовались и одним прекрасным утром они обнаружили, что у них не только нет денег на личном счету у SIP провайдера, но и по наземным линиям связи они должны несколько десятков, а в одном из случаев сотен тысяч рублей. Такие расходы они за все время существования компании не несли.

Решение проблемы №4.

Для начала разберемся от чего это происходит, а затем определимся с тем, как избежать этого. Дело в том, что узнав от такой возможности, компании почти всегда хотят ее использовать и интеграторы ничего лучше не придумывают как просто включить в настройках DMZ или обычный "проброс" диапазонов портов. Функция начинает успешно работать, все счастливы и довольны. Но никто клиенту не сказал об опасностях, подстерегающих их. 

Прибыв на одно из предприятий, мы обнаружили, что на SIP телефонах используется очень простой пароль в виде 123456. При этом полностью сняты все ограничения по звонкам и авторизации. Согласно журналов с АТС, злоумышленники в течении длительного срока (около 2 минут) подбирали пароли от их аккаунтов, после чего, стали совершать звонки на платные международные номера телефонов, тем самым "перекачивая" деньги со счетов пострадавших на свои счета.

Чтобы избегать таких проблем, ограничивайте локальные номера телефоном только тем IP адресом или подсетью, в которой они находятся. т.е. если телефонный аппарат находится ан IP адресе 192.168.10.5, то укажите в настройках безопасности deny=0.0.0.0/0.0.0.0, а allow 192.168.10.5/255.255.255.255 или 192.168.10.0/255.255.255.0. те же абоненты, которые должны подключаться из-за пределов вашего офиса, ограничьте им исходящие звонки на междогородние и международные направления. А если они все-таки необходимы, то сделайте выход через PIN код.

И не стоит устанавливать простые пароли для абонентов. Им не нужно их набирать постоянно. Используйте цифры и буквы разного регистра. Можно разбавлять их и спецсимволами.

Включите функцию Intrusion Detector (fail2ban) и установите ограничение на число неудачных попыток авторизации. Не стоит завышать это число, но и делать его равным 1 тоже не стоит. Обычно достаточно 3-5 попыток, после чего можно смело блокировать такого пользователя. Так же не используйте короткие промежутки для блокировки (был случай, когда администратор устанавливал блокировку на 1 секунду), это лишено смысла. Мы рекомендуем устанавливать блокировку длительностью на месяц.

Подводя итоги…

На самом деле IP телефония не только современный и качественный вид связи, но и действительно является экономной. Функционал IP АТС настолько обширен, что его не описать и сотнями страниц. Но, как и к любой современной технологии, к IP телефонии важен правильный подход. Старый автомобиль был прост и его мог делать любой, но не было комфорта, современный обладает избыточным комфортом, но уже обычный слесарь из народа его не способен починить. Так происходит и в сфере информационных технологий. 

Не спешите обращаться к первому попавшемуся инсталлятору с просьбой о внедрении IP телефонии на вашем предприятии. Соберите несколько предложений. Оно не должно выглядеть в виде счета или сметы. В нем должно быть описано все: 

  • Диалпланы (поведение АТС при исходящих звонках);
  • Маршруты;
  • Группы абонентов и очередь вызовов;
  • Структура голосового меню (если используется);
  • И т.д.

Это далеко не все проблемы и подводные камни IP телефонии. О других возможных проблемах и способах их решения, мы постараемся написать в последующих статьях.

Помните, сэкономив 1 рубль сейчас, вы можете в будущем потерять 5 рублей. 

ОТЗЫВЫ И КОММЕНТАРИИ

Добавить комментарий

Уважаемые посетители сайта и наши клиенты! Мы понимаем, что не возможно всегда и всем быть хорошим. И в нашей работе случаются какие-то проблемы и недочеты, но не зависимо от того, хороший или плохой комментарий вы планируете оставить на нашем сайте, просим Вас не использовать нецензурную лексику. В любом случае мы прочтем Ваш отзыв и предпримем все меры, чтобы качество нашей работы возрастало, но ваш комментарий в этом случае не будет опубликован! Это связано с тем, что Ваше сообщение могут прочитать дети!


Защитный код
Обновить